Сайт закрыт,если у Вас есть желание продолжить проект, сообщите на почту ANDREYTIMOFEEW@yandex.ru

Легенда о беглых каторжниках

Несколько долгих дней и ночей плыли в старой лодке с верховьев Вятки два беглых каторжника. Голодные, уставшие до изнеможения, они, сменяясь, лежали на дне лодки, сомкнув глаза, и чутко прислушиваясь ко всем звукам. К вечеру река круто повернула влево, и за излучиной блеснули налитые янтарем колонны вековых корабельных сосен. Ночь у костра люди провели в беспокойстве. А наутро обследовали местность и увидели, что обильна она живностью, ягодами да грибами. Следов человека на несколько верст не обнаружили. Прожили они здесь с неделю, а потом решили остаться навсегда. Так появилось на левом берегу реки Вятки поселение, которое назвали Сосновкой. Старинная это легенда, овеянная туманом, живёт до сих пор. Более трёхсот лет прошло с того времени, но осталась в памяти о каторжанах самая распространённая в этих местах фамилия Павловы — так по легенде звали одного из беглых, — да красивое название поселения.

Возникновение Сосновки

Точной даты возникновения Сосновки в архивных документах не обнаружено. А первое упоминание о ней относится к 1669 году. Старожилы Сосновки, чьи воспоминания сохранены в местном краеведческом музее, рассказывали, что при въезде в деревню стоял указательный столб, к которому была прибита доска с надписью: « Деревня Сосновка Старотрыкской волости Малмыжского уезда, дворов-87, жителей-402 человека, из них мужского пола-187, женского-215 человек». В дореволюционной Сосновке было три улицы — Деревня, Закутум и Митровка. К сожалению, ныне эти улицы носят безликие названия — Советская, Садовая и Коммунальная. Первой возникла улица Деревня. Потом появилась Закутум — производное название от слова «закут» — маленький темный хлевушек для скотины. Сосны, под сенью которых выросла улица, затеняли ее и создавали впечатление закутка. Митровка была названа по имени некого Митрия, первым поставившего здесь дом. На горе отстраивалась еще одна улица, на которой было всего четыре дома, она именовалась Вшивой Горкой. Такое пренебрежительное название объясняется, видимо, тем что жили на этой уличке молодые, очень бедные семьи.

До 1917 года

Если расположенные выше по реке Вятские Поляны развивались как торговое село, то Сосновка — как промышленное. В 1763 году на берегу речки Пыжманки, впадающей в Вятку, был открыт значительный по тому времени медеплавильный завод, принадлежавший казанским купцам Кобелевым. В четырех печах выплавлялось около 1500 пудов меди в год. Работные люди Пыжманского медеплавельного завода оказали активную помощь и поддержку Емельяну Пугачеву в его походе на Казань. Они привезли крестьянскому предводителю несколько пушек собственного изготовления. В 1830 году местным купцом Василием Афанасьевичем Решетниковым в Сосновке была основана канатнопрядильная фабрика, на которой работали 16 человек. Годовое производство выражалось цифрой в 8 тысяч рублей. Канаты и веревки поставлялись в основном лесопромышленникам, которые занимались заготовками и сплавом леса. Другой потомок коренных жителей Сосновки и тоже Решетников, в 1905 году основал в селе лесопильный завод. Поначалу здесь с помощью циркульной пилы, приводимой в движение вручную, производилась только распиловка древесины на дрова. Через два года хозяин завода купил пилораму и паровой двигатель «Маршаль», установив это оборудование в холодном дощатом сарае. Дальше — больше. С приобретением локомобиля начали пилить кровельный и половой лес, продукцию отправляли на Волгу. В ту пору на заводе работали около 20 человек. В 1912 году началось строительство железной дороги Казань — Екатеринбург, которая пролегала через Вятские Поляны и Сосновку. 20 октября 1915 года через разъезд Сосновка прошел первый поезд. Железная дорога способствовала расширению экономических связей села с другими регионами страны и ускорила его промышленное развитие. В 1910 году открыта первая двухкомплектная земская школа на 60 детей. В основном это были дети промышленников, зажиточных крестьян и священнослужителей. До революции село украшали две церкви: деревянная и каменная. В тридцатые годы власти их обе закрыли. Деревянная была превращена в клуб — первое учреждение культуры на селе. В 50-е годы клуб сгорел и на его месте построен клуб имени Гагарина, в настоящее время, вновь переделан под церковь. Каменная же церковь, расположенная в двух шагах от улицы Советской (бывшей Деревни) напротив лавки купца Решетникова, использовалась как школьное здание. В ней занимались учащиеся начальных классов семилетней школы.

После 1917 года

Ускоренными темпами промышленность Сосновки стала развиваться после Октябрьской революции. В 1924 году здесь была судостроительная верфь — предприятие, давшее мощный толчок к развитию города. Работать в Сосновку перебрались специалисты из Астрахани, Городца, Пензы и других городов. В первую очередь здесь были поставлены лесопильный цех, где установлены одна пилорама и локомобиль в 24 лошадиные силы, а также кузница, столярка, конюшня и столовая. Первые годы суда строили полу сезонным методом. Закладка и постройка их производилась зимой, достройка и сдача заказчикам летом. Строительство велось по проектам Астраханской верфи. В 1928 году территория верфи с одного гектара увеличилась до шести, но по-прежнему представляла собой открытую площадку. В нелегких условиях, когда почти все операции выполнялись вручную, за четыре первых года были построены четыре рыбные шаланды длиной по 55 метров каждая и восемь живорыбных садков длиной по 22 метра. Первым трем шаландам были присвоены громкие, в в духе того времени названия: «Факел социализма», «Труд революции», «Пионерка». В годы первых пятилеток судоверфь выполняла самые различные заказы для народного хозяйства страны, главным образом для рыбной промышленности. Местные умельцы, никогда в жизни не видевшие моря, освоили строительство таких судов, как шаланды, парусные рыбницы, морские плашкоуты, плавучие рыбзаводы, рефрижераторы, речные сухогрузные баржи. В 1935—1936 годах по заказу Наркомата пищевой промышленности стали строить кунгасы и кавасаки — рыболовные суда, которые ранее закупались в Японии. Суда были очень прочными, надежными, что по условиям штормового Охотского моря, где они использовались, было немаловажным достоинством. Судоверфь ежегодно расширялась, крепла ее материальная и техническая база, росли кадры судостроителей. С 1934 года на предприятии появились первые дипломированные специалисты. Перед войной судоверфь представляла собой хорошо организованное предприятие, где был накоплен большой опыт строительства деревянных судов. Значительно выросло и само село, были построены несколько жилых домов, клуб, баня, два общежития. В 1936 году в Сосновке было начато сооружение средней школы. Потребовался на фундамент кирпич или бутовый камень. Согласно постановлению Вятскополянского райисполкома была разобрана кирпичная церковь. Через полгода строительство школы было завершено, но Сосновка лишилась своего единственного памятника архитектуры. В годы Великой Отечественной войны, когда судьба страны решалась не только на полях сражений, но и глубоко в тылу, сосновские судостроители самоотверженно трудились во имя Победы. В конце 1941 года завод получил первое фронтовое задание — начать выпуск аэросаней. За зиму 1941—1942 годов судостроители дали фронту 267 невиданных ранее машин. Весной 1942 года по большой воде из Ярославля прибыли четыре корпуса боевых катеров. День и ночь вёлся монтаж судов, и в июле катера вместе с командирами были отправлены к месту назначения. А уже во втором квартале началось строительство боевых кораблей — торпедных катеров, охотников за подводными лодками. Существующая технология поточно-бригадного метода не удовлетворяла возросшие потребности фронта. Приказом Наркома комиссариата судостроительной промышленности в октябре 1942 года завод обязывался перейти на поточно-позиционную постройку судов. Этому предшествовала огромная и длительная работа: были спроектированы и построены эллинги, в них проложены железнодорожные пути, изготовлены и смонтированы конвейерные тележки, построены бытовые помещения. 20 апреля 1943 года бригада судоплотников, руководимая С. А. Ижевкиным, принесла на своих плечах из корпусообрабатывающего цеха огромный киль и в торжественной обстановке произвела на первой позиции четвертого эллинга закладку судна. Так впервые в Советском Союзе корабелы стали собирать суда поточно-позиционным, то есть конвейерным способом. Маленькая и маломощная некогда судоверфь в годы войны стала крупным судостроительным предприятием. Судостроители приступили к выпуску мирной продукции. 29 марта 1962 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Сосновка преобразован в город районного подчинения. Один из самых молодых городов на карте области заметно вырос за последние годы. Кроме судостроительного завода, в Сосновке было еще более 50 предприятий. Они, конечно, помельче, но без них жизнь города, пожалуй, была бы немыслима. На глазах растут кварталы города, утопая в зелени берез. На месте снесенных старых строений возводятся новые жилые дома, магазины, детские сады, предприятия бытового обслуживания. Есть один внешне неприметный, но очень притягательный для жителей города и его гостей уголок — краеведческий музей в Сосновской гимназии, созданный учителем-энтузиастом, исследователем родного края Н. И. Уракаевым и его учениками. Вся история Сосновки в ее экспонатах и документах, а их более шестисот. Ныне селение пришло в упадок. Уличное освещение на редких столбах включают только зимой. До 1часа ночи. Дороги разрушены. В 2008 г в связи со сдачей моста через р. Вятка и визитом крупных чиновников тонким слоем асфальта покрыли небольшие участки пяти улиц. На некоторых из них асфальт клали в снег.

Информация взята с сайта wikipedia.org

Реклама

Статистика